Маршрут: Норвегия

обложка

Путешествовала: Катерина Тизенберг

Мне повезло с друзьями в Норвегии — они детально расписали маршрут путешествия по норвежским фьордам и прикрепили красивые фотографии, которые просто не оставили мне путей отступления. Вояж предполагал выезд из Осло на машине. Если глянуть на карту наших передвижений, то за всю поездку мы делали кольцо от Осло и до Осло, поэтому локации в маршруте не повторялись. В общей сложности мы проехали порядка двух тысяч километров и не посмотрели даже половины.

Мы проезжали по дорогам, которые открыты всего три месяца в год, поскольку остальное время они завалены двумя метрами снега, и видели места настолько живописные, что ни словами, ни даже фотографиями невозможно передать эти масштабы и красоту. Поэтому подбирать эпитеты не стану. Я порекомендую пройти в Instagram по хэштегу #3makfjordtrip, который мы придумали специально для того, чтобы аккумулировать все фотографии поездки в одном месте. За время, проведенное в дороге, мы увидели самые красивые места! И я рекомендовала бы другим путешественникам следовать нашему маршруту именно на машине.

День 1

Я прибыла в Осло около 7 часов вечера. Времени посмотреть город особо не было, так как на следующий день предстоял ранний выезд.

Поскольку Норвегия находится на севере, то летом наблюдаются белые ночи, после 12-ти начинает темнеть до состояния сумерек, а к трем часам ночи опять становится светло. Тяжело было привыкнуть поначалу — поскольку не срабатывал привычный механизм определять время по тому, насколько светло или темно. Очень помогли очки для сна.

В первый вечер в Осло я успела прогуляться по городу и посетить Frogner Рark. Это самый большой парк города, однако особенностью, отличающей его от других, является не  размер, а экспозиция скульптур Густава Вигелянда.

В различных частях парка по тематическим группам расположены необычные скульптуры голых людей в не стандартных для скульптур позах.  Я люблю отступления от советского стиля скульптуры и привычной для подобных мест серьезности. Поэтому парк пришелся мне по духу, а белые ночи добавили мистики.

Что касается самого Осло, это — город будущего. Тамошние власти активно стараются сделать столицу максимально экологически чистым и минимально использовать невосполняемую энергию.

Осло очень дорогой город: даже для приезжих из соседних скандинавских стран въезд в столицу, как и парковка, платный. Правда, только для обычных автомобилей. Чтобы стимулировать население к покупке электромобилей, въезд в Осло для такого транспорта сделали бесплатным. А на парковках (так же бесплатных) стоят аккуратные столбики для зарядки электромобилей.

Стоит ли говорить, что за зарядку платить так же не нужно. Я не читала статистику, но,  смею предположить, что Осло рекордсмен по количеству автомобилей Tesla, поскольку они встречаются буквально на каждом шагу.

День 2

Наше путешествие началось рано утром. Предстояло преодолеть 600 км до первого домика. Мои друзья, Алена и Маркус, тщательно расписали маршрут.

Вся наша поездка была спланирована по маленьким фьордам, поскольку они более живописны, а на больших фьордах в основном не видно второго берега. Фьорды очень глубокие: маленькие—300-400 метров, большие могут достигать километра, там даже встречаются киты. Нам не встретились, к сожалению, хотя заставляла всех не отрывать глаза от воды с надеждой все-таки увидеть кита в диких условиях.

2й день - домик на фьорде

Погода была солнечной и около +30 градусов. Я надеялась, что так будет все наше путешествие… Наивная! Мы проезжали по дороге, которая большую часть года закрыта из-за снега. В середине лета вдоль дороги лежат сугробы, порой превышающие по высоте человеческий рост. Очень странно было выйти из машины в летней одежде и поиграть в снежки.

К вечеру мы добрались до первого домика, который находился у подножья фьорда.  Маркус сразу пошел ловить рыбу к ужину (оказывается, скандинавские мужчины имеют перечень навыков вроде ловли крабов, рыбы, разведения огня и прочих умений, необходимых для выживания в дикой местности).

Инфраструктура в районе нашего путешествия развита таким образом, чтоб минимально затрагивать природу. Вообще, в Норвегии видна забота и любовь жителей к своей природе и, кажется, природа отвечает им взаимностью. Государство дотирует производство экологически чистых продуктов на специальных экофермах, чтобы продукты стоили дешевле и были более доступны для населения (хотя с такой экологией и отдаленностью от мировых конфликтов не вижу повода норвежцам не жить вечно).

2й день - дорога

День 3

С утра пораньше отправились в аэропорт Ставангер встречать друзей из Копенгагена. Ставангер —  город на западе Норвегии, который является центром нефтепромышленности. С виду он совсем не похож на промышленный, ему более 900 лет  и он расположен среди фьордов.

Мы провели весь день в городе, гуляли по центру, хотя погода была дождливая (позже мы выяснили, что такая типична для Норвегии независимо от сезона).  Особенно впечатлил район старого города, который находится рядом с портом, где узкие дорожки выложены из камня и маленькие белые домики с маленькими белыми заборчиками увиты цветами и вьющимися растениями. Особенно резонансно смотрятся 20-этажные лайнеры на заднем плане городка, которые возвышаются над ним и создают впечатление прогулки по игрушечному городу.

3й день - Ставангер - старый город

Есть, конечно, особенности Норвегии, к которым стоит или привыкнуть, или как минимум быть готовыми. Если в Киеве всегда можно найти круглосуточный супермаркет/ресторан/салон/магазин и т.д. в шаговой доступности, то в Норвегии нужно готовым к несколько иному. Существует общий режим работы: например, в воскресенье ничего не работает, кроме маленьких продуктовых магазинов. При расчетах редко используется наличность. Даже «в киосках с сосисками» на заброшенных тропах с большим удовольствием принимают карты.

Поскольку я приехала с наличными, то мои любимые норвежские друзья занимались поиском банков, в узкий зазор режима работы которых нам нужно еще вписаться. При обмене любых валют и сумм, помимо остальных комиссий, в банке берут 5 евро. Но есть благородная лазейка, при которой остаток норвежской кроны, который ты не успел потратить до отъезда, можно обменять обратно без комиссии в 5 евро, предъявив чек о предыдущем обмене. – как врез

Вернувшись вечером в наш домик, мы откупорили бутылку вина, отметив начало нашего путешествия уже в полном составе.

3й день - тупо на фьоде фоткались

День 4

Погода вносила свои коррективы в наши планы – порой дождь лишал возможности отправиться в запланированный поход в горы. В результате «визит» к знаменитому камню Кьерагболтен (не думайте, я не по памяти его написала) на Люсе-фьорде пришлось отменить.

Мы решили отправиться к водопаду Манафоссен, который находится на Фрафьорде, дорога пешком в обе стороны занимала около 3 часов. Для похода  нужна особенная непромокаемая и нескользкая обувь. Я проигнорировала это предупреждение и обула конверсы. Теперь, как вечное напоминание о той поездке, у меня на ноге — шрам.

Поднявшись наверх, каждый из нас молчаливо стоял  минут 20  и не мог оторвать взгляда от водопада. Даже о фото забыли. Мы выбрали видовое место и устроили привал, съели сэндвичи, созерцая вечное, и отправились обратно.

4й день - дорога через горы 2

Далее маршрут лежал через горы до маленького городка в низине, куда ведет красивый серпантин Люсевеген. Эта дорога входит в рейтинг самых живописных и опасных маршрутов. Когда поднимаешься высоко в горы, где уже не растут деревья, а только мох и странного вида кусты на скалах, появляется мистическое ощущение. Я уточняла у своих друзей — они подтвердили, что я не одинока в этом. Особенно оно усилилось на привале, где мы обнаружили бесчисленное множество небольших пирамидок из 3-7 камней, которые предположительно были выложены людьми. Однако мы так и не разгадали предназначение столь массового выстраивания этих фигур.

Конец маршрута лежал в маленьком уютном городке на очередном фьорде с невероятным водопадом, у подножия которого паслись невозмутимые овечки.

На обратном пути у нас возникли непредвиденные обстоятельства. По проложенному пути сошла лавина и пришлось изменить маршрут. Чтобы добраться в свой домик по новому пути, нам пришлось трижды пересекать воду на пароме. Я впервые ездила на пароме в автомобиле и радовалась как ребенок, хотя на фьордах это самый логичный и повседневный способ передвижения. Уставшие, но довольные, мы увековечили свои впечатления в Instagram и легли спать.

День 5

В этот день нас ожидал переезд в новый домик на Хильсфьорд. Мы ехали долго и красиво, периодически останавливаясь поглазеть на особенно впечатляющие водопады. И к вечеру были на месте.

Первый дом нас особенно поразил, однако тот, что ждал нас на Хильсфьорд, стер весь восторг от предыдущего. Просторный, деревянный, выкрашенный в белый цвет,  с белым заборчиком, собственным причалом и мостиком для рыбалки. Он находился в 30 км от ближайшей деревни, на скале перед фьордом. Привыкнуть к виду из окна, наверное, невозможно. По другую сторону фьорда шумел водопад, который хорошо видно и слышно, но не настолько, чтоб нарушать наш покой.

5й день - водопад

Впрочем, если спросить любого из нашей компании, что больше всего впечатлило в новой локации, каждый назовет отапливаемое дровами деревянное джакузи с видом на фьорд.

Мы сами готовили ужин, и каждый раз он был шикарен и состоял из креветок на шпажках, лосося, сосисок или мяса на гриле. Отдельно мы готовили салат или любые предложенные друзьями блюда, так как компания у нас была мультикультурная и любящая поесть.  Закончив с ужином и допив неприлично большую бутылку вина, мы переоделись в купальники и прыгнули в джакузи.

День 6

По расписанию — поход на ледник. Мы встали с утра пораньше, приготовили провизию и отправились в путь.  Этот поход оказался значительно дольше и сложнее предыдущих. Нам пришлось карабкаться по скалам.

6й день - озеро на леднике

Пройдя полпути, что составило около двух часов, мы наткнулись на следы от лавины, которая сошла, судя по всему, не так давно и сбрила огромный кусок лесополосы вперемешку с камнями. Снег лавины начинал таять и размывать берега водопадов, через которые нам необходимо было пройти, дабы попасть к леднику. Путь был полностью заблокирован: скорость течения в водопаде такая, что при попытке перейти вброд можно не просто намокнуть, но еще и кубарем скатиться по камням. На кураже некоторые из нас предложили пройти через глыбу снега и льда — нам, не посвященным, этот путь казался достаточно очевидным. Но мои норвежские друзья сначала выдержали паузу и просто осуждающе смотрели, а потом объяснили, что нижний слой этой глыбы льда и снега подтаял. Буквально в прошлом году семья туристов переходила этот ледник таким же образом. Он раскололся и поглотил  их безвозвратно. Мы решили вернуться к машине.

6й день -поход на ледник 3

Однако желание увидеть ледник было непреодолимым.

Мы поехали по другому, менее экстремальному походному маршруту, дошли до озера в горах, которое образовалось от таяния ледника, устроили привал с прекрасным видом на озеро и виднеющимся вдалеке ледником. А потом со спокойной душой вернулись домой.

День 7

Седьмой день мы решили провести дома. И это было прекрасно. Мы лениво позавтракали. Я разместилась с книжкой возле панорамного окна с видом на фьорд, Маркус пошел рыбачить на мостик. Позже мы присоединились к нему, поскольку самоуверенно решили наловить крабов к обеду, однако это не особо увенчалось успехом.

7й день - ловля крабов

День 8

На восьмой день мы собрались в обратный путь — в Осло. Казалось, фьордам тяжело нас удивить, но самое красивое было припрятано на последний день.

По пути следования мы случайно наткнулись на водопад Вьорингфоссен, по сравнению с которым предыдущие были просто текущей водичкой. С ущелья глубиной 300 м с двух сторон спускаются два мощных водопада и уходят узкой рекой по дну ущелья. Просмотровая площадка удачно расположена на вершине между водопадами. Ничего красивее я в жизни не видела. К ночи мы прибыли в Осло, сходили поужинать и легли спать.

День 9

Последний день нашего путешествия. В 16:00 уже был вылет домой, поэтому мы встали раньше, чтоб посмотреть обязательные к посещению места. Мне особенно повезло, поскольку в этот период как раз проходила выставка в музее Мунка, где сравнивалось поэтапно творчество Мунка и Ван Гога, для чего специально привезли из Амстердама картины.  На выставке были не просто вывешены картины, а поэтапно расписано становление Ван Гога и Мунка: как они экспериментировали с разными стилями и мазками и как в итоге пришли к своему собственному. Благодаря этому мне повезло увидеть на одной выставке и «Крик» Мунка, и «Звездную ночь», «Автопортрет» Ван Гога, и другие не менее выдающиеся картины.

9й день

Далее мы побежали смотреть знаменитый оперный театр, который полностью сделан из итальянского белого мрамора и построен так, что, поднимаясь по дорожке от основания здания, можно зайти на крышу. Мы очень торопились, к тому же постоянно шел дождь, поэтому пропустили подъем на крышу и побежали дальше.

Мне хотелось попасть в район Акер Бриг и уделить рассказу об этом особое внимание. Его выстроили поверх воды. Там нет парковочных мест на поверхности, так как подземная парковка находится под самим районом. Отдельно продумана система забора мусора. Шумные мусоровозы не будят жителей по ночам. Мусор, попадая в бак, спускается ниже по подземной системе и попадает в специальное хранилище. Это самый дорогой район города, и понятно почему. Каждый дом имеет свою индивидуальность, фасады можно рассматривать часами. Мы пообедали в порту мидиями с вином и отправились домой.