Чтобы совершить решительный шаг вперед, нужно избавить себя от балласта. Именно ради этого люди преодолевают далекие расстояния, чтобы попасть в Индию и пройти панчакарму, что в переводе с санскрита означает «пять действий». Это аюрведическая программа, которая помогает максимально очистить тело от накопленных токсинов и усталости от жизни в большом городе. Основательница клиники Edem Resort Medical & SPA Ольга Филатова-Кривецкая проходит панчакарму в Индии каждую зиму на протяжении пяти лет и раскроет Chance, в чем особенности этого типа детокса.
Аюрведой я интересуюсь очень давно – уже двадцать пять лет точно. Я помню, как впервые в 16 лет увидела во Львове кришнаитов – меня это очень заинтересовало, я смотрела на них с большим любопытством, как на инопланетян. Позже я бывала на их мероприятиях и пиршествах, пыталась понять их мир. Когда мне исполнилось 17, я прошла обучение технике трансцедентальной медитации в Институте Махариши, после этого занялась йогой… Но все это было как-то неуместно – в силу возраста я не могла понять всю суть этих занятий и объяснить самой себе, для чего же оно мне надо. Я продолжала этим заниматься, но это было больше из-под палки. В юные годы ритм жизни невероятно быстрый и ты вообще не понимаешь, зачем нужно садиться и останавливать поток сознания, когда жизнь так прекрасна и есть огромное количество друзей.
Аюрведа как философия
Чтобы понимать, что такое панчаркама и в чем ее ценность, надо изучить, что такое аюрведа. Прежде всего, это наука о здоровом образе жизни. При этом каждый в нее вкладывает что-то свое. Для одних – это вегетарианство, что вообще не является аюрведой и никак к ней не относится. Для других – это способ питания. Для третьих – это практики очищения, а для кого-то – это вообще фитотерапия.
Мне же хотелось бы подчеркнуть в первую очередь, что аюрведа предполагает персонификацию. Здесь нет единых правил, наоборот, все очень индивидуально. Второе после персонификации это понимание, что такое циклические часы и ритмы в жизни человека. Фактически вся аюрведа строится на понимании циркадных ритмов. Если мы не приведем в порядок элементарные понятия, такие как сон, бодрствование, питание, и, конечно, ум в состояние спокойствия, мы не получим никакой пользы ни от чего. Целебные вещества просто не будут усваиваться.
Предполагается, что аюрведа имеет много общего с другими восточными практиками. Пять тысяч лет назад многие знания между собой пересекались и одни из других вытекали – например, из китайской медицины. Ведь аюрведа на самом деле достояние не исключительно Индии. Когда я там была и общалась с носителями сакральных знаний, они делились со мной фактами и говорили: «А вы знаете, что Украина имеет отношение к аюрведе? Она практически оттуда и происходит». Дело в том, что аюрведа берет свои истоки в ведической культуре, и, двигаясь на восток, она приобрела отличную почву для продолжения, взращивания, а главное сохранения в Индии.
Как выбрать клинику для прохождения панчакармы в Индии
Впервые я прошла панчакарму 10 лет назад в Украине. Это было совмещение стационара и домашнего ухода. На тот момент я прошла все как позитивные, так и негативные аспекты. Последние я особенно тщательно разобрала для себя. Среди прочего поняла, как правильно выбирать заведения для прохождения панчакармы – не только в Украине, но и в Индии. Ведь это очень ошибочное суждение, что, если вы летите в Индию, то в любом месте там вы можете правильно пройти эту программу. Популяризация каких-то закрытых практик всегда имеет негативный аспект.
В Индии отношение к аюрведе двоякое. С одной стороны, это народная традиционная медицина, которой пользуются и хранят традиции. С другой стороны, там очень высоко развита фармакология и аюрведа с ней конкурирует. Если китайская медицина не имеет такого противоречия, поскольку правительством страны в свое время было принято решение оказать поддержку традиционной медицины, то в Индии такого не произошло.
Одно из самых популярных заблуждений о панчаркаме, что она непременно сопровождается принятием внутрь масла гхи. Это необязательно, так как, напомню, все очень индивидуально, и у кого-то могут быть просто противопоказания для этого. У панчакармы есть шесть видов, среди которых есть и не предусматривающие употребления масла. Люди с плохим пищеварением или гипотиреозом не должны этого делать. А некоторые отели и клиники просто не разбираются в том, какие у человека физиологические особенности и метаболизм, и назначают всем один и тот же сценарий, хотя это противоречит принципам аюрведы.
Поэтому при выборе клиники для панчакармы в Индии нужно обратить внимание в первую очередь на то, есть ли индивидуальный подход к гостю или нет. Бывает, приезжаешь и видишь, что у всех плюс-минус одинаковое питание, одинаковые специи, одинаковый алгоритм действия. Никто не спрашивает, на что у тебя может быть реакция пищевой непереносимости, что в принципе дико для современного мира. Это существенное отличие наших клиник (и европейских в целом) от индийских. Перед началом детокса наши специалисты сначала смотрят на анализы, исключают то, от чего может быть плохо, и назначают курс. В Индии же о таком не слышали, и к этому надо быть готовым.
И в этом заключается третья ловушка панчакармы – пренебрежение анализами. Тут важно понимать, что это не от того, что в Индии не уважают исследования. Дело в том, что медицинская система аюрведы сложилась достаточно давно. Например, в то время не знали, что такое глютен и что бывает его непереносимость. Это явление образовалось, по сути, за последние 30 лет вследствие генной модификации пшеницы. В аюрведе понимания этих современных вещей нет. Есть общее принятие каких-то закономерностей, как человек должен найти себя в типе питания, жизнедеятельности и физической активности.
Главное — расслабиться
Поэтому, когда наш человек попадает в систему панчакармы, для него все кажется несколько странным. Но если он позже начинает в этом разбираться, то понимает, что все это сводится на самом деле к базовым вещам: трехразовое питание, при этом пища всегда теплая. Причем пища тут имеет очень большое значение. Например, после приема масла человек переходит на облегченную еду, кичади – это блюдо из овощей, чечевицы и специй, которое помогает организму перестроиться на очень легкое пищеварение, возобновлять ферментативные свойства, регулировать выработку соляной кислоты. Прием пищи по часам приводит к возобновлению первичных биоритмов, которые были нарушены вследствие образа жизни в большом городе.
Вернуть утерянные правильные биоритмы помогает и физическая активность. После сна все идут на зарядку – обычно это йога, причем самая элементарная, без особых нагрузок. В данном случае йога предлагает твоему телу вспомнить забытое чувство релаксации. Даже если ты первое время стараешься выжать из своего тела предполагаемый тобою же максимум, тренер заметит это и остановит тебя. Скажет: «Расслабься и просто почувствуй свое тело». Не надо напрягаться, ведь в напряжении ты никогда не возобновишь те энергетические потоки, которые в тебе двигаются.
Каждый час, который ты пребываешь в рамках панчакармы, ты занимаешься чем-то, что помогает тебе очиститься. Принимаешь отвары трав – это может быть до 10 раз в день. Ходишь на специальные массажи, которые путем вбивания масел в кожу выталкивают из нее токсины и выводят через кишечник наружу. Йога, прогулки… Действий много, и именно поэтому оптимальный период для панчакармы составляет 21 день (хотя в идеале это 28 дней).
Ментальный детокс
Последние пять лет ритм жизни стал гораздо насыщеннее, поэтому детоксы я прохожу регулярно. Чаще всего у нас в клинике, но каждую зиму обязательно в Индии. Это еще связано с моей непереносимостью холода – мне просто необходимо в теплые края. Однако в первую очередь в Индию я лечу за умственным детоксом – именно в этом месте я по-настоящему разгружаю себя.
Чаще всего я езжу туда в одиночестве. По прилете сразу договариваюсь с персоналом, что последующие три недели я проведу в молчании. Это не значит, что я принимаю обет молчания и не говорю вовсе, просто свожу разговоры к минимуму. Это для меня большая энергетическая практика – я много читаю, посвящаю время своему развитию, накапливаю энергию, которая мне понадобится в обычной жизни. Мои родные понимают это и позволяют мне раз в год эту перезагрузку. Я очень люблю траволечение, люблю захватить с собой домой специи, которые так важны для правильного состояния организма.
А еще мне нравится аспект аскезы в индийских детоксах. Не каждому это по душе, а я же вижу в этом очередные смыслы – радоваться в первую очередь тому, что дано природой. Простая мебель, интерьеры, отсутствие всего того, что принято считать роскошью и признаками собственной состоятельности. Большинство своего жизненного времени в цивилизованных условиях мы пользуемся автомобилями, культивируем вещизм, пребываем в постоянном потоке информации. Я бы сказала – в переизбытке информации. А находясь в таких простых условиях, очищаясь, познавая культуру и философию жизни в Индии, начинаешь по-другому смотреть на эти вещи, ограждать себя от информации, которая просто засоряет тебя и вытягивает энергию, от общения с токсичными людьми… Но зачастую в наше время это орудие осознанности начинает со временем «замыливаться». И такие короткие перерывы в виде аскезы помогают отсечь все лишнее.
Очищение улыбками
Я практически ничего не беру с собой. Последний раз мой чемодан был заполнен лишь на треть какими-то базовыми вещами, а остальное пространство занимали холсты и краски. Творчество для меня – это тип медитации, когда я погружаюсь в некое трансовое состояние. Это очень сильно отвлекает. Приезжая туда, я покупаю несколько цветных индийских тряпочек из одежды, которых мне более чем достаточно и которые я там же и оставляю. Ты все равно все время ходишь в масле, так что нет смысла заморачиваться подбором туалетов на каждый из всех 20 с лишним дней. Поэтому я не гонюсь за пятизвездочными отелями в Индии, в которых часто искажается представление аюрведы, а преследую медицинское соответствие ожиданиям. Я нашла для себя такой идеальный вариант – там правильный подход, отличная еда, простые стены, теплые люди.
Местные люди, к слову, это отдельная история. Они дарят так много окситоцина с помощью своих прикосновений. В нашей практике не принято так много и часто прикасаться, с такой тщательностью использовать прикосновение в уходе за тобой. Мы не позволяем этого. Там же тебя постоянно ведут за руку, трогают тебя, чтобы передать какой-то смысл. Поначалу это может очень сильно напрягать, раздражать или пугать. Но со временем в этой обстановке и с этими людьми начинаешь совершенно по-другому к этому относиться и даже расслабляться. Они постоянно улыбаются, машут рукой… Это как-то помогает высвободить в себе доброту и первичные проявления всего хорошего, быть ласковее. Освобождение и очищение благодаря этому происходит на всех уровнях и особенно на самом главном – ментальном. Разве не это нужно, чтобы двигаться вперед по своему пути?
Панчаркама длится в среднем 21 день и состоит из следующих стадий:
Подготовительная. Занимает до трех дней. Врач проводит диагностику и выстраивает персональную программу. Далее идет первое действие, снехапана – прием масла гхи (в случае отсутствия показаний).
Второе действие, виречана – очистка организма от токсинов аюрведическими средствами.
Третье действие, вастхи – промывание желудка отварами лекарственных трав, смешанных с маслом для усиления детокс-эффекта. В случае, если есть противопоказания, это будет просто прием отваров.
Четвертое действие, насьям – очищение носовой полости с помощью лекарственных трав, смешанных с маслом. Применяется довольно редко.
Пятое действие панчакармы называется самана или пашчаткарма, во время которого пациент принимает внутрь назначенные аюрведические препараты и ежедневно ходит на процедуры (массажи и лечебные ванны), а также изучает техники, постепенно исцеляющие тело и разум.
Читайте еще: Столкновение с прошлым и будущим: путешествие в Тибет