Есть места, каждый сантиметр площади которых дышит историей. Где стулья и лестницы – полноценные рассказчики, а потолки и люстры – экскурсоводы в прошлое. Венская национальная опера – идеальный тому пример. Ежедневно ее величие продолжают творить наши современники, лучшие в своём деле. И, конечно, очень приятно встретить среди них украинцев. Chance пообщался с солисткой Венской государственной оперы Зоряной Кушплер и узнал, чем дышит легендарный театр сегодня.
– На сцене Венской оперы вы уже более десяти лет. А помните, как впервые зашли в этот театр?
– Мое знакомство с театром произошло в 1998 году, когда я ехала на гастроли с ансамблем «Галичина» на Сицилию. Интересно, что я тогда сопровождала группу в качестве переводчика с итальянского языка. Наш автобус остановился на несколько часов возле Венской оперы. Помню, я посмотрела на этот театр и увидела, что в нем находится магазин, где продаются компакт-диски. На витрине магазина был выставлен альбом украинской певицы Иры Маланюк. И я подумала тогда – вот бы мне в этом театре петь и как было бы здорово, если бы здесь стоял мой компакт-диск!
С того момента прошло девять лет, и то мое мимолетное желание осуществилось – я стала солисткой этой оперы. А еще через два года на полках этого же магазина появился мой первый компакт-диск. Правильные мысли материальны.
– За это время театр как-то трансформировался?
– Да, конечно! Поменялась дирекция, через год она сменится снова, а это всегда влечет большие перемены в жизни театра в общем. В целом же Венская опера всегда в движении. Безусловно, это классика, предполагающая некий консерватизм, но это и инновации, постоянные действия, благодаря которым театр взаимодействует с реальными людьми. Время ведь не стоит на месте! И это отражается во всем – в модернизации как спектаклей, так и технического оснащения.
А еще с каждым годом опера становится все ближе к влюбленным в искусство людям. Например, несколько лет назад на стене театра установили большой экран с прямыми трансляциями спектаклей на площадь. Посмотреть эту трансляцию собирается до тысячи человек. Также есть регулярные онлайн-трансляции спектаклей.
– Говорят, исполнение классики с годами меняется. Согласны ли вы с этим?
– Согласна, ведь это вполне логично. У каждого времени есть свои тенденции, и классика тоже им следует. Иногда даже меняют частично текст, чтобы он больше подходил под режиссерскую концепцию. Или, например, находят в архивах другие редакции – это стало сейчас очень модно. Так сказать, новое прочтение старого.
– Чем живет Венская опера сейчас? Много ли за кулисами интриг и склок, как это часто изображают в фильмах и книгах о театрах?
– Честно говоря, я свою карьеру начала сразу за рубежом и никогда ничего подобного не видела и не слышала, ну честное слово! Все заняты своим делом. В Венской опере при таком огромном репертуаре каждому есть чем заняться. И потом у меня есть семья, так что после репетиции я сразу иду домой. Поэтому, возможно, я не в курсе каких-то «событий».
– Многие эксперты отмечают, что в последние годы спрос на классическое искусство значительно вырос, особенно в Украине. Как считаете, с чем это связано?
– Безусловно, это очень заметно. Сейчас даже на главные партии стали приглашать внештатных певцов, так как повышенный̆ интерес порождает необходимость в большем количестве спектаклей. Должна также отметить, что в последнее время очень изменился в этом отношении мой родной город Львов. Туда стали приезжать действительно звезды мировой оперы. Надеюсь, что данная тенденция будет иметь свое продолжение. Полные залы при достаточно высокой цене на билеты и являются показателем спроса на этот вид искусства.
– У вас невероятная география выступлений – от Праги и Иокогамы до Нью-Йорка и Парижа. Выступая на новых площадках в разных уголках мира, насколько сильно вы ощущаете смену обстановки?
– Пожалуй, я по натуре космополит. Везде нахожу приятное, знакомлюсь с интересными людьми и общаюсь с ними. В общем, не скучаю. Поэтому, наверное, нет некомфортных мест и нет какого-то стресса в связи со сменой локации.
– Вы выступали на одной сцене с Пласидо Доминго. Ощущали ли какое-то особое волнение? И вообще – волнуетесь перед выступлением?
– Откровенно говоря, волноваться перед выходом на сцену я прекратила, когда перестала играть на скрипке (я закончила школу по классу скрипки). Сейчас же это, наоборот, сумасшедший адреналин. Как говорится, быстрей бы уже выйти на сцену! Конечно, когда я впервые встретилась на репетиционной площадке с Пласидо Доминго, это было безумно волнительно. Или, например, вчера на моем спектакле «Травиата» была легендарная Грейс Бамбри! Даже постоять рядом с этим человеком большая честь.
– Как считаете, насколько большую роль в судьбе и карьере творческого человека играют гены?
– Безусловно, гены имеют большое значение. Но это лишь малая часть того, что определяет успех и признание. Фундаментальное образование и большая работоспособность – вот основоположники успеха!
– За годы, которые вы прожили в Вене, успели по-настоящему ее полюбить?
– Обожаю Вену! Она стала поистине моим вторым родным городом! А как она похожа на Львов – я сразу почувствовала себя как дома. Невероятная архитектура, любовь к искусству, интересные люди… Все это здесь есть. Ну и, конечно же, мне очень нравится удобное расположение: аэропорт в 15 минутах езды от центра города, а до любой столицы Европы полтора-два часа лету.
— Если бы вы составляли мини-гид по Вене, что бы туда включили? Какие места вам нравятся больше всего?
– Сперва нужно обязательно посетить Венскую оперу! Куда же без этого? А еще советую заглянуть в музеи: галерея «Альбертина», музей Леопольда и, конечно же, Музей истории искусств. Отдельных визитов заслуживают Бельведер, Шенбрунн и Хофбург. Вдоволь нагулявшись, можно отправиться на обед или ужин в какое-то уютное местечко. Мои любимые рестораны – «Плахутта», «Аль-Борго», «Бодега», «Ле Боль»!
– Что для вас путешествия? Какие ваши любимые направления?
– В основном я, конечно, путешествую по роду профессии, поэтому это неотъемлемая часть моей жизни. Как я уже говорила, мне везде комфортно, но есть особенно теплые места. Например, летом мы очень любим отдыхать семьей в Испании, в Марбелье. Для меня это просто какой-то рай!
– Многим звездам по контракту со студиями, театрами, агентствами нельзя заниматься экстремальными видами спорта. Есть ли какие-то ограничения у вас?
– Скажем так, это неписаные законы, и они работают. Но я, по своей сути, не очень спортивный человек – занимаюсь только йогой. Поэтому все экстремальные виды спорта меня не касаются. И ограничений фактически никаких нет.
– Продолжите фразу: «Никто не знает, что оперные певицы…»
– Очень веселые люди!
Читайте еще: Культурные выходные: гид Виктории Белой по Вене